В данной статье мы Вам расскажем об основных санитарных требованиях к деятельности больниц.
- Внутренняя отделка помещений
В данном случае должны быть использованы материалы согласно функциональному назначению помещений.
Потолки, полы и стены помещений должны иметь гладкую, не имеющую дефектов, доступную для проведения влажной уборки и обладающую устойчивостью к проведению обработки различными дезинфицирующими и моющими средствами. В случае применения панелей, они должны иметь конструкцию с гладкой поверхностью.
Пол должен иметь покрытие, которое плотно прилегает к основанию. Сопряжение полов и стен должно быть с закругленным сечением, а их стыки должны обладать герметичностью.
Полы в вестибюлях должны обладать устойчивостью к механическому воздействию (мрамор, мозаичные полы, мраморная крошка и т.д.).
Полы в операционных, родовых, наркозных и т.д. должны быть антистатическими.
В тех местах, где устанавливаются раковины и др. санитарные приборы, оборудование, которое используется для увлажнения перегородок и стен, должна быть отделка из устойчивых к воздействию влаги материалов на ширину не меньше, чем 20 см от приборов и оборудования с каждой стороны и на высоту 160 см от пола.
Возможно использование натяжных, подвесных, подшивных и т.д.. потолков, которые обеспечивают гладкость поверхности и возможность осуществления их дезинфекции и влажной очистки.
- Канализация и водоснабжение
Все реконструируемые, строящиеся и действующие медицинские организации должны оборудоваться канализацией, водопроводом, а также централизованным горячим водоснабжением.
Когда имеется собственный источник водоснабжения, потребление воды медицинскими организациями может быть осуществлено в случае наличия санитарно-эпидемиологического заключения на этот источник водоснабжения.
Чтобы не допустить засорения систем канализации в зданиях и помещениях, где готовится гипс необходимо установить гипсоотстойник.
Сточные воды из помещений, где проводятся грязевые процедуры в грязелечебнице, должны выводиться через трапы в сборный грязеотстойник.

Чтобы очистить производственные сточные воды в зданиях пищеблока больниц при 500 и более койках необходимо установить снаружи зданий жироуловители.
В кабинетах врачей и персонала, в материнских комнатах детских отделений, в процедурных комнатах, в туалетах, вспомогательных и перевязочных помещениях нужно установить умывальники с подведением холодной и горячей воды, в которых имеются смесители.
Уровень температуры горячей воды в точках разбора детских и психиатрических палат, санузлов, душевых для пациентов не должен быть выше +37°С.
Перевязочные, предоперационные, родовые залы, процедурные и реанимационные кабинеты, посты медсестер и т.д., в которых требуется соблюдение особого режима и чистоты рук медицинского персонала, должны быть оборудованы умывальниками при наличии смесителей с локтевым (педальным, бесконтактным) управлением, дозаторов с антисептическим жидким мылом и растворами антисептиков.

Дозаторы и краны должны быть установлены в туберкулезных, инфекционных, кожно-венерологических, ожоговых, гнойных, гематологических отделениях, бактериологических, клинико-диагностических лабораториях, в шлюзах-боксах, санпропускниках, санузлах для персонала и полубоксах.
В палатах новорожденных должны быть установлены раковины с высокими смесителями и широкой чашей.
В тех кабинетах, в которых осуществляется обработка инструментов, необходимо предусмотреть отдельную раковину, чтобы мыть руки, или мойку с 2-мя гнездами.
В санузлах должна находиться туалетная бумага и средства для осуществления мытья рук.
Санитарные комнаты в палатных отделениях должны оборудоваться приборами и инструментами для проведения обработки и сушки клеенок и суден.
- Вентиляция, отопление, воздушная среда и микроклимат помещений
Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха должны функционировать так, чтобы были обеспечены все нормируемые параметры воздушной среды помещений, где проводится медицинская деятельность, и микроклимата.
Устройства нагрева должны обладать гладкой поверхностью, которая исключает адсорбирование пыли и устойчива к влиянию дезинфицирующих и моющих растворов. Желательно разместить их под окнами у наружных стен. Устройства нагрева нельзя размещать у внутренних стен в палатах.
При устройстве ограждений отопительных приборов должен быть обеспечен свободный доступ для текущей эксплуатации и уборки.
Помещения с постоянным пребыванием пациентов и персонала должны иметь естественное освещение.
От коек до стен с окнами расстояние должно быть не меньше, чем 90 см, а между торцами коек в палатах с 4-мя койками и между стеной и торцами коек в двух/трехкоечных палатах должно быть не меньше, чем 120 см.
Между сторонами коек расстояние должно быть не меньше, чем 80 см; в палатах восстановительного лечения и в детских палатах должно быть не меньше, чем 120 см.
Внутри палат должны быть в наличии стулья и тумбочки, исходя из количества коек, и шкаф, где пациенты хранят свои личные вещи.
Мебель и оборудование в помещениях должны быть расставлены так, чтобы обеспечивался свободный доступ к пациенту, а также, чтобы можно было без труда провести уборку.
В каждом отделении должны быть в наличии средства механизации (такие как кресла-каталки, каталки, тележки для белья, лекарств, отходов и пищи) в нужном количестве и исходя из профиля отделения и коечной вместимости.

Помещения кладовых для хранения белья должны быть оборудованы полками, имеющими гигиеническое покрытие, чтобы регулярно и без труда проводить дезинфекцию и влажную уборку.
Общие бельевые должны быть оборудованы стеллажами, столами для сортировки и подборки белья, в случае необходимости - пандусами, приемными люками и механизмами подъема.
Поверхность сидений (скамьи, стулья, банкетки, и т.д.) для сотрудников учреждения и пациентов должны быть выполнены из материалов с пониженным уровнем теплопроводности.
Внутри диагностических, лечебных, вспомогательных помещений, помимо административных, должна применяться медицинская мебель. Внутренняя и внешняя поверхность данной мебели должна быть изготовлена из материалов, которые обладают устойчивостью к влиянию дезинфицирующих и моющих средств.